Home СМИ о нас Экстремальный и независимый бизнес
Экстремальный и независимый бизнес

Экстремальный и независимый бизнес

0
0

Первый магазин сети «Экстремал» открылся в 2003 году. Тогда это были товары, берущиеся на реализацию в кредит из других спортивных магазинов города. Сегодня у «Экстремала» 10 точек в Алматы, еще 6 в других городах Казахстана, свой бренд и более 1000 наименований в ассорти-менте. А в планах – завоевать еще и российский рынок. О том, как выжить и развиваться на конкурентном рынке, мы поговорили с Юрием Сидоровым, основателем сети магазинов «Экстремал».http://infolio-rg.ru

По образованию Юрий Сидоров – инструктор по горным лыжам. По его мнению, когда человек начинает заниматься лыжами, ему требуется целая цепочка услуг: прокат лыж, потом их продажа, ремонт и т. д. В 2003 году на рынке проката был вакуум. И он решил: зачем человека куда-то отправлять, если я могу предоставить всю цепочку сам. «Я находил по объявлениям лыжи и сноуборды, покупал их и сдавал потом на прокат. Объявления о прокате и своих услугах инструктора я тогда давал в газете «Из руки в руки», на mail.ru. Но лыжный спорт – сезонный. Я понимал, что, когда зима кончится, мне нужно будет заниматься чем-то еще. Так я пришел к идее открыть магазин спортивных товаров».

Выбор локации был спонтанным, а первая точка располагалась на улице Жибек Жолы. Для запуска первой точки понадобилось около 4-5 млн тенге.

IMG_5486

Первый товар «Экстремал» брал на реализацию в других спортивных магазинах, что-то покупал в кредит у партнеров. «За нашу историю три раза мы пытались работать с партнерами, но в итоге это привело лишь к появлению новых конкурентов. Сейчас мы отказались от партнерских кредитов, и с этим вопросом идем только в банк».

«Я не бизнесмен по образованию, у меня не было достаточных знаний в маркетинге и бизнес планировании. Я до сих пор учусь. Но у меня есть характер, умение анализировать и учиться, это помогает мне ориентироваться и искать способы оставаться на рынке стабильным и развиваться дальше. Все, что я умел, – это работать с людьми. Именно эта способность и помогла мне в самом начале».

Первых клиентов г-н Сидоров привлекал сам: работая лыжным инструктором, он отправлял лыжников в «Экстремал» за прокатом или новым снаряжением.

При такой высокой конкуренции на рынке нужно было быть особенными, чем-то отличаться от других. По мнению Юрия Сидорова, преимущества «Экстремала» – это работоспособность и спектр услуг, который больше нигде не встретишь.

Магазин работает, если нужно, по 12-15 часов, может открыться в пять утра, или закрыться в два ночи. Именно поэтому основное требование к помещению – его независимость от остальных структур, поэтому «Экстремал» никогда не откроется, например, в торговом центре.

IMG_5490

«Экстремал» – единственный магазин в Алматы, сдающий в прокат одежду. Как объясняет его основатель, никто не хочет с этим связываться, так как одежду легко порвать, ее нужно стирать после каждого использования: все это требует новый объем работ. «У нас можно снять на прокат одежду, машины для поездок на природу, карематы, шлемы, палатки, велосипеды, лыжи, сноуборды, генераторы, моторные лодки и многое другое. Мы стараемся предоставить человеку, который решил заняться спортом, весь спектр услуг».

Кроме того, «Экстремал» занимается организацией подводной охоты, велотуров, то есть параллельно оказывает транспортные услуги, делает ремонт лыж, сноубордов, велосипедов, электрооборудования.

«Если бы мы занимались только продажей спортивных товаров или только арендой – мы бы не выжили», – таково мнение Юрия Сидорова.

Каждый год в городе открывается по пять точек проката, но большинство из них закрываются. Из-за воровства и низкой прибыльности: чем выше покупательская способность у людей, тем меньше они снимают вещи в прокат. Например, в Астане прокат развит только в парках. В Алматы же основные пользователи проката – студенты. Пик проката приходится на период с середины апреля по конец мая в летнее время, и на школьные каникулы зимой. В зимнее время потребители проката – семьи с детьми: чтобы не покупать несколько пар лыж для одной поездки в горы, родители предпочитают взять снаряжение в прокат. В зимнее время главные конкуренты «Экстремала» – горнолыжные курорты: сейчас на каждой горнолыжке есть свой пункт проката. Единственное преимущество магазина – цена. При этом иностранцы и иногородние предпочитают взять лыжи на прокат на месте. Сюда они приходят только в том случае, если берут лыжи на прокат, скажем, на неделю.

Постепенно у магазина появилось 10 точек в Алматы. «Многие точки мы закрывали. Какие-то мы уже были готовы закрыть, но рядом появились конкуренты, в результате благодаря их рекламным кампаниям к ним шли клиенты, которые заходили и к нам». Сейчас в каждой точке сети около 30-40 прокатных велосипедов и 100-150 пар лыж.

Очень сильно влияют на продажи погодные условия. В отличие от Европы и Южной Азии в Казахстане очень развита сезонность. Поэтому зимой на Севере Казахстана продажи значительно падают из-за холода. С конца сентября до начала декабря в спортивном бизнесе «мертвый сезон».

Когда у магазина появился оборотный капитал, он смог начать работу с внешними партнерами.

Постепенно логотип «Экстремала» стал узнаваемым. И основатели решили сделать его в том числе торговой маркой и наносить его на товары. Но это встретило отрицательное отношение у потребителей, так как вызывало ассоциации с торговой сетью. Люди не хотели рекламировать магазин и покупать товары с его логотипом. Поэтому Юрий Сидоров задумался о создании другого бренда, им стало название BIWEC. В итоге остановились на латинице из-за ее интернациональности, чтобы максимально дистанцироваться от названия «Экстремал».

IMG_5492

На данный момент у компании три зарегистрированных бренда – BIWEC, «Экстремал» и Zevs. Продукция этих брендов делается для компании производителями напрямую. За счет этого цена становится конкурентоспособной по сравнению с иностранными брендами.

С производителями «Экстремал» работает по предоплате. Если в первое время от него требовали 50%, то сейчас это уже 10%: «производители поняли, что мы стабильны, и наши объемы растут».

Сейчас среди всего ассортимента «Экстремала» 75% – это его собственные бренды. Всего наименований товаров более 1000. Сейчас люди покупают сноуборд BIWEC, потому что у них есть велосипед BIWEC, – бренд уже стал узнаваемым. И его доля на горнолыжном рынке Алматы уже заметна. Не все даже знают, что это местный бренд. А к «Экстремалу» даже стали обращаться другие магазины с предложением закупать у него товары бренда BIWEC – люди стали его искать в продаже. Под брендом BIWEC выпускаются палочки, чехлы, рюкзаки, очки, перчатки, сноуборды, велосипеды и огромное количество вело аксессуаров.

«Сейчас у каждого потребителя спортивной продукции в Алматы есть что-то из нашего ассортимента – носки, рюкзак, перчатки, запчасти или что-то другое», – считает Юрий Сидоров.

А сама сеть магазинов перестала нуждаться в рекламе как таковой: сайт компании «продает» сам (в день у него 1200 посещений). А «Экстремал» начал пытаться привлечь рекламодателей для размещения их предложений у него на сайте.

Когда «Экстремал» стал разрастаться, самым больным вопросом оказались кадры. При приеме на работу у магазина есть обязательные требования: человек не должен курить и должен быть спортивным – ведь как магазин спорт. товаров «Экстремал» пропагандирует здоровый образ жизни. Работники – в основном молодые люди до 30 лет: в этом возрасте легче обучаться, люди более работоспособны. Плюс все работники – универсальные. «Мы не можем обеспечить стопроцентным загрузом менеджера, кассира, работника проката, продавца или ремонтника. Поэтому все наши ребята умеют делать все, и делают то, что нужно в данный момент. Кроме того, разнообразная работа делает людей стрессоустойчивыми, помогает им развиваться».

Самые прибыльные точки, считает Юрий Сидоров, – те, где персонал наиболее ответственный и профессиональный, где работники готовы задерживаться, чтобы помочь клиентам. От локации зависит мало. «Главное, с чем нам приходится бороться, – это советские принципы работы. Люди хотят получать хорошие деньги и при этом мало работать».

Заработная плата в магазине зависит от многих факторов: от пропусков работы, стажа, работоспособности. Самая минимальная заработная плата – 40 тыс. тенге. При этом «Экстремал» сам учит и воспитывает новичков. «В университетах люди платят за образование, мы учим людей в процессе работы», – комментирует Юрий Сидоров.

Всего в сети работают около 60 человек.

Сейчас «Экстремал» стремится к независимости: от банков, от посредников. Всем своим партнерам в регионах он также дает независимость изначально. Сейчас «Экстремал» представлен в Астане, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Риддере, Кокшетау и Бишкеке.

«Открывая точки в других городах, мы ищем местных людей, которые с нами уже когда-то работали, которым мы можем доверять. Мы предоставляем им свой концепт, даем деньги на развитие, даже помогаем искать помещение и поддерживаем юридически. Но в основе лежит независимость».

В планах – вывести бренды за пределы страны. Сейчас «Экстремал» ищет партнеров в России и Белоруссии. Кроме того, магазин хочет лично присутствовать в России и планирует к 2016 году открыть на ее территории около пяти точек.

Сейчас покупатели «Экстремала» – люди среднего класса. Но в перспективе заниматься и более дорогим сегментом.

«Прочный фундамент для стабильности рождается из любви к своему делу и желания приносить другим людям пользу», – суммирует Юрий Сидоров.

 

Автор 

Wall Ads Left
Close