Недавно компания голландских велогонщиков решила дать ответ на волнующий многих вопрос - кто быстрее: профессиональный BMX гонщик, кросс кантри маунтинбайкер или трековый спринтер из национальной сборной?
За основу взяли лётное поле с бесконечной прямой и несколько дистанций, от 25 до 200 метров, где старт давался одновременно с места для трёх гонщиков. За победу начислялось одно очко, за втрое место - два, за третье - три очка соответственно. Победителем признавался тот, у кого по сумме шести заездов было наименьшее количество очков.
Рассмотрим для начала данные всех трёх гонщиков:
BMX рейсер Justin Kimmann
Вес - 86 кг
Рост - 181 см
Пиковая мощность - 2200 Ватт
Кросс-кантри маунтинбайкер Jeroen van Eck
Вес - 74 кг
Рост - 182 см
Пиковая мощность - 2050 Ватт
Многократный победитель кубка мира в дисциплине XCE(Cross-country eliminator)
Трековый спринтер Jeffrey Hoogland:
Вес - 97 кг
Рост - 184 см
Пиковая мощность - 2700 Ватт
Многократный чемпион мира
По специфике дисциплин и интервью гонщиков, сразу стало понятно, что основная борьба на коротких дистанциях 25-100 метров развернётся между МТБ и BMX гонщиками, за счёт мощного стартового ускорения и более легких передач. Тяжелому трековику с большой передачей будет тяжело на старте и как раз через 100+ метров он начнёт отыгрывать то, что потерял на старте. У МТБ гонщика будет очевидное преимущество - он сможет переключать скорости после старта, у БМХ и трекового велосипеда по регламенту таких гонок есть только одна передача.
Из-за особенности БМХ рейсинга, где основным является стартовое ускорение, Justin Kimmann был фаворитом коротких дистанций, что он подтвердил, выигрывая заезды на 25, 50, 75 и 100 метров.
Победителем заезда на 150 метров стал маунтинбайкер Jeroen van Eck, свою роль в этом заезде сыграла возможность переключить передачу в момент, когда у БМХ рейсера она была на пределе.
На самой длинной дистанции в 200 метров настало время трекового спринтера Jeffrey Hoogland, которому не хватило самую малость на 150 метровой дистанции. Соперники были разгромлены со звуками пролетающего самолёта. Именно так звучит трековый велосипед, когда набирает высокую скорость.
По сумме всех заездов, а также за счёт удвоения очков на последней дистанции, победителем стал МТБ гонщик Jeroen van Eck, который выиграл ящик пива и заряд отличного настроения на оставшийся день. Позже он выложил своё видео с отчётом о ваттах и скорости на каждой из дистанций, где зрители могут увидеть практически постоянные 1600-1700 Ватт и 120 оборотов педалей. На последней дистанции можно заметить, как быстро проезжает трековый спринтер мимо, хотя скорость Jeroen van Eck 58 км/ч.
Какой вывод можно сделать из этого видео? БМХ и МТБ гонщики особенно хороши в коротких и силовых ускорениях, за счёт специфики дисциплин. В БМХ от старта зависит большая часть гонки, поэтому в мире есть множество гонщиков БМХ рейсинга с запредельными пиковыми ваттами. Резкие подъёмы и постоянная работа в Кросс-кантри гонках делает гонщиков этой дисциплины очень универсальными и сильными атлетами в разных видах велогонок. Пиковая мощность шоссейных спринтеров и умение долго карабкаться в отвесные градиенты уже пригодилось тем, кто совмещает несколько дисциплин. Трековый спринт - пример скорости и мощности, но на чуть более длинных дистанциях. Минимальная дистанция на треке - 200 метров, которую Jeffrey Hoogland уверенно выиграл у своих товарищей из других дисциплин. Но до этого ему пришлось долго проворачивать свою огромную передачу( 58-60 зубов спереди и 12-14 сзади), чтобы выйти на максимальные показатели.
Отдельно стоит заметить, что трековые спринтеры и БМХ гонщики много времени проводят на станках типа Wattbike, для отработки мощных стартовых ускорений. У голландской школы трекового спринта старты на БМХ являются важной частью подготовки, которая помогает улучшить контроль велосипеда и сделать старт ещё более мощным.